Реклама
Реклама
Реклама

Что нужно знать, если хочешь правильно оформить права на земельный участок

Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

Что нужно знать гражданам и юридическим лицам при оформлении права собственности и права пользования на землю:

Нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам.
Частью первой статьи 121 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:
а) для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство;
б) для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2,0 гектара;
в) для ведения садоводства - не более 0,12 гектара;
г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах - не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара;
д) для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектара;
е) для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара.
Согласно части четвертой статьи 116 Земельного кодекса Украины, передача земельных участков бесплатно в собственность гражданам в пределах норм, определенных этим Кодексом, производится один раз по каждому виду использования. То есть, если гражданину ранее был передан земельный участок в собственность для определенных целей в меньшем размере, чем это предусмотрено Земельным кодексом Украины, то передать еще часть земельного участка (увеличить) для таких же целей, действующим Земельным кодексом не предусмотрено. Однако, согласно части 6 статьи 5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве», граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение участка в пределах норм , установленных статьей 121 Земельного кодекса Украины, для ведения личного крестьянского хозяйства.

Однако, согласно части 6 статьи 5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве», граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение участка в пределах норм , установленных статьей 121 Земельного кодекса Украины, для ведения личного крестьянского хозяйства

Вспомните новость: Обложения НДФЛ отчуждения земельного участка, полученной в собственность в процессе приватизации

Какова предельная площадь земельного участка может одновременно находиться в собственности и пользовании гражданина для ведения личного крестьянского хозяйства.

Учитывая норму статьи 5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» о том, что для ведения личного крестьянского хозяйства используют земельные участки размером не более 2,0 гектара, переданные физическим лицам в собственность или аренду в порядке, установленном законом, гражданин имеет право получить в собственность или в пользование не более 2 га земли. То есть, если гражданину уже передано в частную собственность земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства в размере 2 га, то землю в аренду для этих же целей ему предоставить не могут.

Оформить земельный участок можно только при наличии правоустанавливающих документов на здание.

Если на земельном участке расположено недвижимое имущество (здание, сооружений), оформить земельный участок в пользование или выкупить земельный участок может только владелец этого недвижимого имущества. Среди документов, которые должны предоставляться вместе с ходатайством о передаче земельного участка в пользование в соответствии со статьями 123, 124 и 134 Земельного кодекса Украины, является свидетельство о праве собственности или другой документ, подтверждающий право на объект недвижимости. Отсутствие правоустанавливающего документа на недвижимое имущество является основанием для отказа в предоставлении разрешения на изготовление технической документации по землеустройству, а оформление права собственности или права пользования на земельный участок проводится исключительно путем разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Для оформления права собственности и права пользования на земли сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов необходимо обращаться в органы Госземагентства.

Согласно ч. 4 ст. 122 Земельного кодекса Украины, с 1 января 2013 года, земельными участками сельскохозяйственного назначения государственной собственности распоряжаются Госземагентство и его территориальные органы. То есть решение о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству и ее утверждение принимает Главное управление Госземагентства в Житомирской области. Однако, перед тем, как обратиться к распорядителю земель, физическое или юридическое лицо обращается сначала в отдел Госземагентства в районе, на предмет формирования пакета документов, а затем подает заявление вместе с этими документами в Главное управление.
Обращаю внимание на то, что в случае, когда разрешение на разработку проекта отвода земельного участка предоставлялся еще райгосадминистрацией до 16 сентября 2008 года, то такие распоряжения потеряли силу в соответствии с нормами закона, а все принятые распоряжения по 16.09.2008 года по 01.01.2013 года действуют, поскольку принимались в рамках действующего в то время законодательства. Выполнение же такого распоряжения уже должно происходить в соответствии с ныне действующими нормами.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О Государственном земельном кадастре», земельные участки, право собственности (пользования) на которые возникло до 2004 года, считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера. Если сведения об указанных земельные участки не внесены в Государственный реестр земель, их государственная регистрация осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) по заявлению их владельцев (пользователей земельного участка государственной или коммунальной собственности) .

Дом в общей собственности, как приватизировать землю под ним?

Действующим Земельным кодексом урегулирован вопрос приватизации земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома (целого, а не его части) гражданами Украины. Возможность определения в натуре и приватизации земельного участка под частью дома действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому, в случае возникновения общей долевой собственности на один жилой дом возникает и общая долевая собственность на земельный участок, на котором он размещен. При этом, доля в собственности на земельный участок, как правило, пропорциональна доле в собственности дома.
Техническая документация по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности) разрабатывается на весь земельный участок, но на ней указываются доли, которые закрепляются за каждым из совладельцев дома. По этой технической документацией земельный участок регистрируется в Государственном земельном кадастре и предоставляется соответствующая выдержка о регистрации. Решение совета о безвозмездной передаче земельного участка принимается уже по зарегистрированной участка в Государственном земельном кадастре (целой для всего дома) на всех совладельцев с обязательным указанием принадлежащих им долей. После этого каждый из совладельцев вместе или отдельно (на выбор) обращается к Государственной регистрационной службы, регистрирует свое право собственности на соответствующую долю земельного участка и получает свидетельство о праве собственности на нее.

После этого каждый из совладельцев вместе или отдельно (на выбор) обращается к Государственной регистрационной службы, регистрирует свое право собственности на соответствующую долю земельного участка и получает свидетельство о праве собственности на нее

Вспомните новость: Дедушка, на которого коммунист Калетник оформил 14 га Бучанский леса, умер. Кто стал его наследником - неизвестно

Порядок согласования границ земельных участков.

На практике очень часто возникают проблемные ситуации, когда смежный землепользователь отказывается от подписания Акта согласования границ земельного участка без каких - либо причин, делает невозможным должным образом оформить «земельную документацию». Что же делать в таком случае? Органами местного самоуправления, в полномочия которых входит решение земельных споров в пределах населенных пунктов, создаются Комиссии по вопросам землепользования. Лицо, заинтересованное в решении земельного спора, может обратиться в такой Комиссии с заявлением о невозможности согласовать границы земельного участка в натуре в связи с отсутствием смежных землепользователей, непредоставление ими согласия на согласование, или по другим причинам. При наличии такой просьбы (заявления) и других необходимых документов, этот спор рассматривается коллегиально комиссией по вопросам землепользования. На заседании Комиссии могут присутствовать и стороны, и собственники и землепользователи смежных участков, между которыми возник спор. Если при рассмотрении земельного спора будет доказано, что отказ соседа по согласованию границ является безосновательной или действительно невозможно подписания Акта по причине отсутствия смежных собственников или землепользователей, то Комиссией принимается решение о необходимости подписания Акта соседом или соответственно о согласовании границ земельного участка без подписей смежных собственников или землепользователей. Протокол комиссии прилагается к Акту установления и согласования границ земельного участка и дальше документы оформляются в общем порядке. Однако, решение органа местного самоуправления не является окончательным, не имеет механизма его принудительного исполнения, то есть вывод Комиссии по вопросам землепользования носит рекомендательный характер. Если рассмотрение земельного спора не принес положительного результата, то лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного, непризнанного или оспариваемого права на землю. В суде можно решать споры и без предварительного их рассмотрения во внесудебном порядке.
В соответствии со статьями 91, 96, 103 Земельного кодекса Украины, собственники и землепользователи смежных земельных участков должны жить по правилам добрососедства, т.е. обязаны сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них, не нарушать законные права друг друга, поэтому отказ в согласовании границ земельного участка может помешать другому лицу (соседу) в оформлении прав на нее.

Как переоформить право пользования землей при переходе права собственности на здание, на ней размещена.

Частью второй статьи 120 Земельного кодекса Украины установлено, что если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, который находится в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя.
Вместе с тем, переход права пользования не происходит автоматически и покупателю, после регистрации права собственности на здание в Государственном реестре прав, и продавцу необходимо обратиться в местный совет с ходатайством о переоформлении права пользования земельным участком. То есть продавец подает ходатайство о прекращении права пользования земельным участком, а покупатель - о переоформлении права пользования на себя.

Считаются действующими государственные акты старого образца без кадастровых номеров и что нужно сделать их владельцам для подтверждения права собственности на земельные участки, указанные в государственных актах.

Статьей 58 Конституции Украины определено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Итак, государственные акты на сегодня действующие.
Пунктом 2 раздела VИИ Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» определяется, что земельные участки, право собственности (пользования) на которые возникло до 2004 года, считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера.
Напомню, что с 01.01.2013 года государственный акт на право собственности на земельный участок не выдается, вместо него новому владельцу в подтверждение возникновения у гражданина права на земельный участок, необходимо зарегистрировать свое право собственности в Государственном реестре прав и получить свидетельство о праве собственности на участок .
Для внесения данных об указанных земельных участков в Государственный земельный кадастр (проведение государственной регистрации) их владельцам необходимо обратиться в землеустроительную организацию и заказать разработку технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) на каждый земельный участок.
После регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре и получении выписок о земельном участке следует обратиться в структурное подразделение Государственной регистрационной службы Украины (районный регистрационный отдел) по месту нахождения земельного участка для проведения государственной регистрации прав собственности на земельные участки, указанные в государственном акте. По результатам государственной регистрации права собственности в государственном реестре прав на недвижимое имущество, на каждый земельный участок будет выдано извлечение из реестра прав собственности о регистрации права. Указанные выписки вместе с государственным актом будут удостоверять право собственности на земельные участки.

Указанные выписки вместе с государственным актом будут удостоверять право собственности на земельные участки

Пользуйтесь консультацией: Наследие на земельный участок. порядок оформления

О предоставлении земельных участков участникам антитеррористической операции.

По поручению председателя районной государственной администрации, председателя районного совета, Главного управления Госземагентства в Житомирской области, в районе проводится работа по первоочередному обеспечению участников антитеррористической операции земельными участками в пределах норм бесплатной приватизации, в соответствии со ст. 121 Земельного кодекса Украины. Так, по состоянию на 10 августа текущего года для получения земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности (за пределами населенных пунктов), в отдел Держемагентства обратились 133 участника АТО на земельные участки общей площадью 189,79 га. Из них
- Получено 78 приказов Главного управления Госземагентства на разработку документации по землеустройству на площадь 113,46 га, где уже 12 человек получили приказы об утверждении документации по землеустройству на площади 20,5 га;
- Представленные документы в Главное управление Госземагентства / Держгеокадастру на получение приказов на 40 человек, на земельные участки общей площадью 61,33 га;
- Подготовленные документы в Главное управление по предоставлению разрешения на разработку документации на 10 человек, на земельные участки площадью 15,0 га;
- Для пяти участников АТО подбираются свободные земельные участки на территории района для дальнейшего оформления.
Также 37 участников антитеррористической операции обратились в органы местного самоуправления по оформлению земель из коммунальной собственности (в пределах населенных пунктов), на получение земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного крестьянского хозяйства на общую площадь 46,85 га.

По оформлению земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами без правоустанавливающих документов, как в пределах населенных пунктов так и за их пределами.

Следует отметить, что согласно статье 125 Земельного кодекса Украины, право собственности на земельный участок, право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.
Земельные участки, используемые гражданами и юридическими лицами без правоустанавливающих документов и без принятых по этим участкам решений органов власти, считаются используются самовольно.
Обращаю внимание на то, что земельное законодательство постоянно претерпевает изменения, меняется норма закона о подчиненности земель, а соответственно и распорядителей земель. Сегодня ни руководством района, ни территориальным органом Госземагентства / Держгеокадастру не ставится вопрос, чтобы отобрать земельные наделы, которые используются гражданами в это тяжелое для государства время, но упорядочить земельные отношения путем оформления правоустанавливающих документов на землю обязан каждый землепользователь.
В настоящее время, в основе ведения Государственного земельного кадастра стоит Национальная кадастровая система, согласно которой земельные участки, не прошедшие государственную регистрацию, считаются свободными и могут быть предоставлены другим лицам в соответствии с Законом.

Читайте статью: Земельные споры: есть ли решение давнего спора в юрисдикции?

Дом в общей собственности, как приватизировать землю под ним?
Что же делать в таком случае?