Инвентаризация земель для ОТГ (публикация №2)
В первой публикации [1] , Что касается инвентаризации мы предложили поэтапный процесс инвентаризации для объединенных общин.
Фото: pixabay.com
В этой статье внимание уделяется именно инвентаризации земель, в частности исходным данным, которые необходимы для ее проведения. Целью проведения инвентаризации земель является выявление фактических имеющихся земель, земельных участков и всех подтверждающих документов и приведение всех данных в соответствие с фактическим положением вещей.
Кодексы, законы, нормативно-правовые акты и данные реестров, которые необходимы для проведения инвентаризации:
- Земельный кодекс Украины;
- Закон Украины "О Государственном земельном кадастре";
- Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
- Государственный фонд документации по землеустройству;
- Постановление КМУ № 513 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации земель (далее - Постановление №513).
Заметим, что данный перечень документации не является исчерпывающим. Однако в процессе подготовки к проведению инвентаризации используя данный список, Вы найдете и другие необходимые ссылки (законам, нормативно-правовых актов и т.д.).
В соответствии с Постановлением №513 основанием для проведения инвентаризации земель является решение местного самоуправления по выполнению соответствующих работ, договоры, заключенные между юридическими или физическими лицами (землевладельцами и землепользователями) и разработчиками документации по землеустройству, судебные решения. Разработчиками технической документации являются: - юридические лица, обладающие необходимым техническим и технологическим обеспечением и в составе которых работает по основному месту работы не менее двух сертифицированных инженеров-землеустроителей, которые ответственны за качество работ по землеустройству; - физические лица - предприниматели, которые обладают необходимым техническим и технологическим обеспечением и являются сертифицированными инженерами-землеустроитель, ответственными за качество работ по землеустройству.
Работы по проведению инвентаризации земель включают несколько этапов. Первый из которых - подготовительные работы. Подготовительные работы включают сбор и анализ разработчиком технической документации (далее - разработчик) исходных данных для проведения инвентаризации земель.
Несмотря на то, что анализом и сбором исходных данных занимается именно разработчик, мы подчеркиваем важность этого этапа в процессе инвентаризации и призываем ОТГ принимать в нем участие. Кроме того, частью необходимых для разработчика данных обладает орган местного самоуправления.
Исходными данными для проведения инвентаризации земель [2] являются:
- материалы из Государственного фонда документации по землеустройству;
- сведения из Государственного земельного кадастра в бумажной и электронной форме, в том числе Единого государственного реестра прав; книги записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли; файлов обмена данными о результатах работ по землеустройству;
- градостроительная документация, утвержденная в установленном законодательством порядке;
- планово-картографические материалы, в том числе ортофотопланы, составленные по результатам выполнения работ в соответствии с Соглашением о займе (Проект "Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра") между Украиной и Международным банком реконструкции и развития;
- сведения из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их ограничений;
- копии документов, удостоверяющих право на земельный участок или подтверждающие уплату земельного налога;
- материалы, подготовленные по результатам обследования земельных участков по их качественного состояния.
- во время проведения инвентаризации земель используются материалы аэрофотосъемки, лесоустройства, проекты создания территорий и объектов природно-заповедного фонда, схемы формирования экосети, программы в сфере формирования, хранения и использования экосети.
Именно от качества сбора информации зависит и качество документа, который получит ОТГ после проведения инвентаризации.
После проведения инвентаризации + земель ОТГ получит данные:
- территорий, определенных проектами формирования территорий и установления границ сельских, поселковых советов;
- земельных участков, предоставленных в собственность (пользование);
- земель и земельных участков, не предоставленных в собственность (пользование);
- земельных участков, используемых без документов, удостоверяющих право на них, или не по целевому назначению;
- имеющихся ограничений (обременений) в использовании земельных участков;
- невостребованных земельных долей (паев)
- земельных участков (земель) выморочного наследства;
- угодий;
- водных объектов и гидротехнических сооружений, дорожной сети, электросетей напряжением 0,4 кВ и более, продуктопроводов и других объектов, для которых создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями пользования;
- орошаемых и осушаемых земель.
Использование результатов проведения инвентаризации +:
- получить в распоряжение всю необходимую документацию, касающуюся земельных участков;
- определить землю, которая не используется / используется не по назначению;
- сделать ценный ресурс инвестиционно привлекательным;
- определить вектор развития собственной общины;
- подготовка к проведению зонирования территорий.
Отметим, что данный материал ориентирован на представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных активистов и других заинтересованных в ознакомлении с процессом инвентаризации земель.
Информация о следующему этапу, который предлагает проводить команда Львовского регуляторного хаба, а именно, по инвентаризации +, ищите в наших следующих публикациях.
[1] http://spm.ucu.edu.ua/2017/07/14/komanda-lvivskogo-regulyatornogo-habu-provodyt-konsultatsiyi-dlya-ob-yednanyh-terytorialnyh-gromad-u-sferi-inventaryzatsiyi-ta-zonuvanni- zemel /
[2] В соответствии с Постановлением КМУ № 513 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации земель