Реклама
Реклама
Реклама

Главная Новости

Алтайский эколог Алексей Грибков о скандале с массовыми рубками у Телецкого озера: «Триады и китайская мафия не при чем, это чисто российское разгильдяйство»

Опубликовано: 22.08.2018

В Республике Алтай продолжает разгораться скандал с массовыми вырубками деревьев в районе Телецкого озера, на который, благодаря пикету алтайских активистов у резиденции полпреда президента в Сибири Сергея Меняйло, обратили внимание даже федеральные СМИ. Однако как выяснилось, тема не нова, а о пробелах в российском законодательстве, позволяющих рубить лес на таких участках, говорят уже несколько лет. О том, что на самом деле происходит на берегах Телецкого озера и как можно выйти из ситуации корреспондент ИА «Банкфакс» поговорил с известным экологом, руководителем группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ в Алтайском крае Алексеем Грибковым.

- С ситуацией в районе Телецкого озера я знаком по своей профессиональной деятельности, она развивается уже несколько лет. В Турочакском и Чойском районах действует сразу несколько инициативных групп, противостоящих рубкам, и Ольга Конорева с Владимиром Швецовым представляют лишь одну из них. С ними лично я не знаком, но кое-что об их деятельности знаю. В общем-то, можно сказать, что против рубок весь район — кроме тех, кто сам валит лес.

С этим делом там полный бардак. Массовые рубки у берегов Телецкого озера идут уже лет семь, хотя сначала масштаб, размах, конечно, были меньше. Остроту тема приобрела только осенью 2017-го года — отчасти из-за роста объемов, но во многом из-за перегибов в подаче темы со стороны СМИ. Назвать всех, кто причастен к этой истории, сложно. Но то, что в порубках участвуют местные жители — это факт. Не китайцы рубят, а наши же люди. Попытка свалить вину на какие-то китайские компании — это явный перегиб в прессе, не знаю, кто в нем заинтересован. Приводятся версии, что якобы там чуть ли не китайская мафия работает. Конечно, это не так. Триады и китайская мафия тут не при чем, это наше чисто российское разгильдяйство и дырки в законодательстве. Мы видим попытку наши же проблемы объяснить чьим-то иностранным вмешательством.

Действительно, рубят лес на этой территории уже давно, и я сам участвовал в исследованиях на эту тему, выезжал в Тондошку, в Кебезень, Иогач, Тулой общался с тубаларами. Действительно, там есть земли сельхозназначения, на которых растут вековые деревья. Это бывшие колхозные и совхозные леса — было такое понятие в Советском союзе. После распада СССР предприимчивые и ушлые люди просто приватизировали эти участки, хотя их в свое время должны были передать в государственный лесной фонд. Почему-то сделано этого не было. По какой причине? Вероятных ответов два — халатность и небрежность, либо чей-то умысел. Тут я могу лишь предполагать.

Мы, экологи, уже давно вносили в Федеральное агентство по лесному хозяйству, депутатам профильных комитетов Госдумы предложения, которые позволили бы избежать такой ситуации. Там, где подобные земли сельхозназначения с лесом еще не приватизированы, их нужно срочно переводить в государственный лесной фонд. И, как ни смешно, это даже не моя идея! Еще в 2013-м году президент России Владимир Путин озвучивал правительству то же самое предложение! И оно до сих пор не исполнено.

Что касается земель, которые уже приватизированы, нужно внести изменения в законодательство, установив понятие «леса на землях сельхозназначения» с четким определением. Законодатель должен устанавливать режим использования такого участка. Должно быть четко прописано, что такие земли можно использовать только по целевому назначению — как участок с лесом, по категории защитных лесов. Поскольку все эти леса очень важны с экологической точки зрения.

Конкретную проблему у Телецкого озера можно решить и сейчас, причем на региональном уровне. В 2017 году в России проходил год экологии, по его итогам я побывал на съезде, где пообщался с министром природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Александром Алисовым. Он рассказал мне о том, что правительство уже работает над созданием в этой зоне особо охраняемой территории. В нее могут войти и земли сельскохозяйственного назначения. Включение в особую зону спорных участков в итоге остановит рубки — это один из путей решения проблемы.

Фото: сайт правительства Алтайского края

rss