Реклама
Реклама
Реклама

Картина маслом ...

Фото Мимхаила Маркова

В Киеве до конца июля, к 1025-летию Крещения Руси реставрируют монумент Магдебургское право. На реставрацию памятника, установленного на набережной в Киеве, будет потрачено 10000000 гривен. Аварийные лестницы отремонтируют и украсят фонарями, у колонны установят источник-бювет, в нишах подземного перехода создадут барельефы по церковным мотивам.
Напомним, 16 апреля 2013

Одной из очевидных признаков наличия демократии в государстве гарантировано местное самоуправление. Украинская Конституция, несмотря на положения Всеобщей декларации о местном самоуправлении и Европейскую Хартию местного самоуправления, определила местное самоуправление как "право территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины ", 140-я статья.

К сожалению, цивилизованные средства организации жизнедеятельности общин, которые закреплены в Основном законе, никогда не воспринимались субъектами государственной власти как безусловные и обязательные к соблюдению, а общины не проявляли воли к отстаиванию предоставленных им Конституцией и законами полномочий и прав.

Сегодня мы - свидетели или не последних конвульсий местного самоуправления, непревзойденным примером чего является ситуация в Киеве: не в селе, поселке или районном городке - в столице "почти европейского государства".

Более года назад Леонид Черновецкий подал заявление о сложении полномочий председателя города Киева, в соответствии с законом "О местном самоуправлении" привело к досрочному прекращению его полномочий.

Часть 3 14-й статьи закона " О выборах депутатов ВР АРК, депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов "Четко определяет сроки проведения внеочередных выборов Киевского городского головы.

До сих пор ВР откровенно игнорирует законами установлена ​​обязанность. Пока власть и оппозиция изображали больше года непреодолимые трудности с тем, чтобы войти в открытую дверь, подошел к концу срок полномочий Киевского городского совета .

Парламентский политикум осознанно "запутался" в определении того, какие выборы должны назначаться: очередные или внеочередные. Власть удачно использовала настоянию оппозиции на одновременном проведении очередных выборов киевского головы и горсовета: обратилась в КС не по разъяснениями коллизии со столичными выборами, а с абсурдным вопросом о том, когда должны проводиться одновременно очередные выборы в ВР АРК, местных советов и глав сел, поселков и городов в контексте изменений в Конституцию Украины, внесенных в 2011 году.

Уместно напомнить, что после печально решение КС 2010 Вместо того чтобы защитить конституционный строй, как единственный государственный орган, который имеет полномочия выступать от имени народа, Верховная Рада позаботилась о собственном записи с помощью подручных средств: были внесены изменения в ряд статей и "Переходных положений" изнасилованной Конституции.

Независимо от окраски, депутаты отдельно предусмотрели продление своих полномочий до пяти лет вместо четырех, было платой за лояльность, проявленную к антиконституционного действа КС.

Не забыли при этом и президента. Подкорректировали положения 141-й статьи Конституции, не объяснив, как быть с Киевсоветом, сотнями других местных советов и председателей, которые избирались по легитимной Конституции на определенный срок полномочий, независимо от того, были это выборы очередные или внеочередные.

Исходя из правосознания и логического правопонимания, уже после названных изменений в 141-й статьи Конституции, парламенты прошлого и нынешнего созывов назначили сотни внеочередных выборов местных советов и местных голов.

Однако на киевском самоуправлении Верховную Раду "заклинило", начались игрища, похожие на "танцы Святого Вита".

Ожидание решения КС прогнозируемо "жгло" время, в течение которого парламент мог и был обязан назначить выборы столичного головы и Киевсовета.

Однако никакого решения КС для этого не требовалось, поскольку он в своем заключении, еще 10 июня 2010 года, четко отметил: "Положение пункта 30 85-й статьи Конституции предусматривают полномочия ВР назначать очередные и внеочередные выборы в органы местного самоуправления как одной из основных форм непосредственной демократии.

КСУ считает, что их назначение при наличии законных оснований имеет для ВР обязательный характер, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами Украины ".

КСУ также заявил, что "в аспекте положений 38-й статьи Конституции важным институтом гарантии реализации избирательных прав является сроках проведения выборов".

Кто хочет сохранить нынешнюю Киевсовет еще на два с половиной года, должен осознать, что все ее решения, а следовательно и права на земельные участки, другие городские объекты права коммунальной собственности - будут "на воде писаны». Учтите, что дерзкое игнорирование установленных законами императивных сроков по проведению выборов городского головы, уже давно "погасило" легитимность выполнения секретарем совета обязанностей городского головы.

Сегодня, в 141-й статьи Конституции прямо указано, что срок полномочий местных советов и голов - пять лет, но только тех, которые избраны на очередных выборах.

А как быть с теми органами местного самоуправления, избранных по предварительным оперативно измененными положениями Основного закона?

Это обстоятельство КСУ в своем решении проигнорировал, хотя она должна была быть основным предметом разъяснения. Ведь, в частности, Киевский городской совет, избранный вне очереди в 2008 году, была выбранной легитимно на пятилетний срок. КСУ должен разъяснить, поскольку этого нет в законе о внесении изменений в Конституцию, как быть с такими органами самоуправления в условиях действия новых правил.

КСУ должен четко заявить, что при окончании пятилетнего срока полномочий органов местного самоуправления, избранных до вступления в силу закона №2952 Должны быть проведены внеочередные выборы таких органов на срок до проведения одновременных очередных выборов органов местного самоуправления в последнее воскресенье октября 2015 года.

Вместо этого КСУ изложил иезуитскую позицию, которая санкционировала антиконституционное продление полномочий Киевского горсовета.

В мотивировочной части КСУ сказано: "Продолжение, или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления, избранных на внеочередных выборах, является временным мероприятием, направленным на реализацию механизма одновременного проведения всех очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, не препятствует реализации конституционного права граждан участвовать в управлении делами ".

После 2010 года уже мало кого удивляет решение КCУ, которым он "продолжает" полномочия Киевсовета и киевского городского головы как "временная мера".

Сегодня очевидно, что комментируемые КCУ положения закона имеют явные признаки нарушения не только прав граждан "участвовать в управлении государственными делами", но и прав по местному самоуправлению и других конституционных прав.

Изменениями в Конституцию в 2011 году созданы серьезные проблемы с надлежащим исполнением тем же парламентом его конституционных полномочий, в частности связанных с принятием государственного бюджета на следующий год.

Очередные выборы ВР в октябре любого года дезорганизуют ее работу как в составе парламентариев, чья каденция завершается, так и в новом составе депутатов, которые несколько месяцев, после принятия присяги в ноябре, изучать кнопки для голосования, делить рабочие кабинеты, комитеты, изучать законодательные процедуры. С такими депутатами правительство сможет легко принять бюджет насквозь лоббистский и коррупционный. Эту проблему страна реально почувствует уже в 2017 году.

Но КС не будет узрел в предлагаемых изменениях в Конституцию угроз для прав и свобод граждан ...

Даже сегодня, имея под рукой необходимо решение КСУ, выборы Киевсовета и мэра необходимо назначать и проводить как можно быстрее.

Есть несколько путей решения этой проблемы.

Самый путь: поскольку пятилетний срок, на который, согласно Конституции и законов, абсолютно легитимно избиралась Киевсовет, истек, а очередных выборах состоятся лишь в октябре 2015 года, - сегодня речь может идти о внеочередных выборах этих органов. Срок полномочий Киевсовета и киевского головы будет связан со сроком избрания и получения полномочий их преемниками в результате очередных выборов.

Если для власти важно "сохранить лицо" КСУ, есть другой способ решения проблемы. Статья 78 закона "О местном самоуправлении" предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий горсовета при установлении, в частности, такой обстоятельства: "если совет принял решение с нарушением Конституции, этого и других законов, прав и свобод гражданина, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом ".

Кому из жителей Киева, не говоря о политиках, неизвестно о наличии в парламенте массы фактических и документальных доказательств нарушений Конституции и законов Украины Киевсоветом, зафиксированных и исследованных временной специальной комиссией парламента прошлого созыва? Даже наличие решения КСУ от 25 мая 2013 года не может отменить действие закона, которым предусмотрено досрочное прекращение полномочий совета, что нарушает Конституцию.

Следствие один, опять же законный: внеочередные выборы.

Для этого достаточно председателю профильного комитета доложить парламента соответствующие документы, после чего ВР должна принять решение о досрочном прекращении полномочий Киевского горсовета и немедленно принять решение о назначении внеочередных выборов совета и мэра.

Такие решения сохранят лицо власти, создадут благоприятную атмосферу для выхода из очевидной парламентского кризиса при дефиците времени для совместного с оппозицией принятия решений на евроинтеграционном направлении.

КСУ в своем решении подчеркнул, что выборы в органы местного самоуправления должны проводиться "одновременно", ошибочно ссылаясь при этом на Конституцию, в которой отсутствует термин "одновременно". О "одновременно очередные выборы" говорится во второй части 14-й статьи закона " О местных выборах ".

Но суд почему-то не обмолвился о том, что эта же часть 2 14-й статьи допускает отступление от правила "одновременного" проведение выборов органов местного самоуправления "в случаях, установленных Конституцией и законами Украины". Это позволяет Верховной Раде принять закон о назначении очередных выборов в Киеве.

Разумеется, при этом очередные выборы органов местного самоуправления в Киеве должны проходить отдельно от одновременных очередных выборов всех органов местного самоуправления в государстве.

Абсолютно не желателен, но возможен вариант развития событий вокруг киевского городского самоуправления: если Киевсовет, избранный на внеочередных выборах в 2008 году, явочным порядком, ссылаясь на последнее решение КС, продолжит действовать в режиме легитимного органа местного самоуправления. Любое ее решение будет за пределами конституционно-правового поля, поскольку будет иметь признаки узурпации и немедленно подвергаться общественно-политической и юридически-правовой обструкции.

Напомню, что КСУ в Решении от 5 октября 2005 отметил: "Узурпация государственной власти означает неконституционно или незаконное ее увлечение органами государственной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами или их объединениями и т.д.".

Ссылка на принцип "непрерывной власти" абсолютно неуместно в этом случае. Механизм непрерывной вдали действует тогда, когда соблюдены требования Конституции и законов относительно сроков полномочий и сроков проведения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Иначе говоря, в обычных - нормальных! - условиях орган местного самоуправления продолжает осуществлять определенные Конституцией и законами полномочия до вступления полномочий вновь органом, если назначены очередные или досрочные или повторные выборы в этот орган.

Если выборы не назначены, более того - их не собираются назначать, а срок полномочий органа закончился, - продолжение осуществления полномочий, в частности Киевским горсоветом, является откровенной и циничной узурпацией власти.

Существуют правовые основания легитимного продление полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления за пределами конституционных сроков их полномочий?

Такие основания есть, более того, они уже применялись.

В "Переходных положениях" Конституции 1996 года было сказано: "Очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября 1999 года", хотя пятилетний срок полномочий президента Кучмы шло в июле 99-го. После "восстановления" решением КС старой Конституции, парламент VI созыва не рискнул в явочном порядке продлить свои полномочия до пяти лет - а принял закон об изменениях в Основной закон, поскольку "восстановлена" Конституция предусматривала четырехлетний срок полномочий ВР.

Предусмотрев очередные выборы президента в последнее воскресенье марта 2015 года, его полномочия также продлили.

ВР проигнорировала возможные обвинения в узурпации власти и общепризнанные мировые парламентские правила приличия, которые позволяют парламента изменять собственные полномочия и продлевать срок их осуществления только для следующего состава парламента.

Основанием для продления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления сверх сроков, установленных Конституцией и законами, может быть введение военного или чрезвычайного положения, 83-я статья Конституции.

В законе " О режиме чрезвычайного положения "Указано, что на период его действия" продолжается, в случае окончания, срок полномочий представительных органов местного самоуправления, ВР АРК, ВР Украины ". Что особенно актуально," проведение выборов президента, а также выборов в ВР, ВР АРК и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного положения запрещается ", - 21-я статья.

3 декабря 2005 указом президента было введено чрезвычайное положение в населенных пунктах АРК в связи с распространением вируса "птичьего гриппа". 29 декабря 2005-го чрезвычайное положение было ликвидировано. В это же время полным ходом шли выборы в Верховную Раду Украины: никто не прекращал. Никто не поставил вопрос об отмене результатов выборов, хотя основание была реальной.

Если сегодня власть "принципиально" не желает проводить выборы в Киеве, сохраняя видимость конституционной законности такой позиции, это возможно "обставить" единственным способом: объявить в столице чрезвычайное положение - он и без того уже год является "чрезвычайным".

Поскольку такое положение можно "держать" максимально в течение трех месяцев, за это время можно инициировать представление в КСУ с вопросом: "Может ли быть продлен срок действия чрезвычайного положения, если основание для его введения продолжает существовать?" Если вывод КСУ можно будет трактовать, как положительный, срок чрезвычайного положения может достигать последнее воскресенье октября 2015 года.

Остается определиться, делать "окно" в режиме чрезвычайного положения на время выборов президента в последнее воскресенье марта 2015 года ...

Если смириться с тем, что Украина окончательно сползла до состояния квазигосударства, в которой виртуальное все: и Конституция, и законы, и правопорядок, и демократия, и само государство, - не стоит удивляться "особенностям" осуществление местного самоуправления в столице.

Во многомесячные политические судороги вокруг киевских выборов подведены призрачную правовое основание в виде решения КС от 25 мая 2013 года. Агония столичного самоуправления, давно отданного на растерзание власти, может закончиться в ближайшее время.

"Народ безмолвствует". Возможно - думает.

Есть ли последний ресурс: осознание властью и оппозицией, уничтожение самоуправления, тем более в столице "почти европейского государства», может стать для Европы не менее весомым аргументом против принятия окончательного решения об ассоциации с Украиной, чем "выборочное правосудие".

Если осознание этого не произойдет, Украина останется без европейской перспективы. Однако, надо признать, с отреставрированной в европейском стиле колонна Магдебургского права.

Картина маслом ...

Виктор Мусияка, специально для УП

© 2000-2018 "Украинская правда"
Перепечатка материалов ссылка на www.pravda.com.ua

А как быть с теми органами местного самоуправления, избранных по предварительным оперативно измененными положениями Основного закона?
Существуют правовые основания легитимного продление полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления за пределами конституционных сроков их полномочий?